Основная задача первого года жизни — развитие полноценного головного мозга ребенка. Сформировавшись одним из первых, мозг будет управлять развитием остальных органов и систем.

Психологическая особенность новорожденного ребенка такова, что все для него происходит впервые и сравнивать ему не с чем. Положительным и правильным для младенца становятся те события (поведение, реакция и др.), которые регулярны и повторяются во времени.

В поведении мамы на первом году жизни практически нет места для импровизации. Если она хочет сформировать полноценный мозг ребенка, то самое надежное, что она может сделать, — неуклонно следовать законам природы, отказавшись от каких-либо фантазий. В этом смысле поведение матери можно разделить на «ожидаемое», то есть соответствующее биологическим ожиданиям ребенка, и парадоксальное, то есть то, которое этим ожиданиям не соответствует. Таким образом, чем меньше разнообразия в жизни малыша, тем стабильнее его психика. А чем предсказуемее действия матери, тем легче жить. В любой новой ситуации, основные принципы реагирования и поведение мамы должны быть легко узнаваемы ребенком.

Рождаясь, младенец не знает, что у него есть руки, ноги, лицо. Он ощущает себя единым целым подобно шару и живет он преимущественно ощущениями и с миром знакомится через органы чувств. Потому самым лучшим и эффективным способом воздействия на ребенка это воздействие на эти органы чувств. Чтобы понять, какие ощущения ему более важны, чем другие, необходимо понять впечатления малыша о беременности, это выражается в психоэмоциональном и сенсорном опыте.

Психоэмоциональный опыт:
Происходит копирование ребенком эмоций матери. Особенно страшны для малыша отчаяние и горе.

Сенсорный опыт:

  1. Тактильный: находясь в матке, ребенок испытывает постоянное давление со стороны матки и привыкает к этому.
  2. Температурный: ребенок привыкает к температуре внутри матери в среднем около 38 оС.
  3. Слух: с 20 недели ребенок начинает воспринимать звуки и вибрацию организма матери: биение сердца, ток крови по сосудам, работа кишечника, дыхание, голос. Звуки эти довольно громкие и ребенок рождается с порогом чувствительности в 90 ДБ.
  4. Осязание: наиболее чувствительны рот, ладони, ступни.
  5. Обоняние: особенно обостряется перед родами, а у новорожденного проявляется в 10 раз больше, чем у взрослого.
  6. Вкус: с 15 недели плод ощущает вкус амниотической жидкости, которая может иметь привкус того, что ест мать.

Переживая роды, ребенок оказывается в тяжелейшей стрессовой ситуации и райская жизнь в утробе матери теряется. Темнота сменяется ослепительным светом. Постоянный шум — «оглушительной тишиной». Передвижение в пространстве, покачивания — на неподвижность. Тепло — на холод. Прикосновения, постоянное давление, ощущение ограниченного пространства, уютного кокона — на бесконечную пустоту. Постоянные вкус и запах мамы — на нечто непонятное.

Задача родителей давших жизнь или даже взявших на себя обязанности воспитания чужого младенца, показать новорожденному, что мир, в который он родился чудесный и рад ему.

Для адаптации младенца к новой жизни, желательно, обеспечить его условиями копирующими внутриутробные:

  • Телесный контакт с матерью (кожа к коже). Легко восполняется и поддерживается при грудном вскармливании. Особенно важен такой контакт для недоношенных, маловесных и ослабленных деток. Чаще выкладывайте малыша голеньким животом к себе на голый живот и грудь. Хорошо подойдет и тело папы. В таком положении малыш чувствует запах родных, слышит сердце, дыхание, поддерживается температура тела, происходит обмен микрофлорой и т.д. Также полезны такие общения и для родителей (усиливает родительские инстинкты и чувства).
  • Холдинг — «нянченье», укачивание и ношение на руках. Малышу важно напоминать «утробное качание», например, одновременные: ходьба, качание и разговор-пение у сердца матери — быстрее успокоят взволнованного ребенка.
  • Постоянный «белый шум» — признак того, что мама рядом. Пусть в доме всегда будет звук. Не закрывайте двери в комнату, где спит малыш. Пусть он слышит, что где-то играет музыка, что кто-то хозяйничает на кухне, что кто-то что-то говорит.
  • Приглушенный не яркий свет: пусть над местом для сна будет расположен балдахин или купол люльки. Если малышу порекомендовали фототерапию (такое бывает при желтухе), глазки малыша нужно прикрывать.
  • Температурный комфорт: малыш должен быть в тепле и при этом не укутывайте его слишком сильно. Достаточно одеть его на слой больше, чем одеваете себя. Например, если на вас один слой одежды, то малышу нужно так же + одеяло по сезону.
  • Положение тела и уютное ограничение пространства. Сделать это можно с помощью: кокона CocoonaaBaby, люльки, корзинки, «гнезда» из одеяла и подушек, ложе для малыша в материнской подушке Multirelax, допустим совместный сон с матерью вплоть до 3-х лет.
  • Потребность в положительном психоэмоциональном контакте, познании, общении. К месяцу ребенок начинает изучать окружающее его пространство, у ребенка возникает физиологическая потребность смотреть по сторонам и на разные предметы, легче всего сделать это в приподнятом положении. Не бойтесь приучить ребенка к рукам. Малыш, который много проводит времени на руках у матери, получает мощную поддержку для своего психического развития, такие дети спокойнее.
  • Отведение естественных потребностей с комфортом.
  • Безопасность, отсутствие боли. Память новорожденного очень короткая. Ученые считают, что плач ребенка больше 3-х секунд оценивается самим ребенком как вечность. Чем быстрее вы отреагируете на крик ребенка, тем меньше психических и физиологических страданий он перенесет. Отреагировать можно, взяв его на руки и утешив голосом, а лучше и то, и другое вместе.
  • Потребность в сосании и насыщении. Грудное вскармливание — это не только прием пищи, но и способ удовлетворить все ранее перечисленные потребности ребенка.

Младенец абсолютно зависимое от матери существо, и никто не сможет дать ему столько, сколько сможет дать любящая мать.